Умница

5-06-2017, 16:09, Комментариев: 0, Просмотров: 2 130, Категория История


Цена Победы


Сталин


Содержание:

  1. Не патриотизмом единым
  2. С чего все началось
  3. Накопительная система
  4. Тарификация и эффективность
  5. Дух соревнования
  6. Прикрывай и добивай
  7. Приказано забыть

Сталин очень хорошо понимал, что солдат следует поощрять.

Не патриотизмом единым

СталинОдин из устойчивых мифов Великой Отечественной Войны гласит, что советский солдат, в отличие от всех прочих, воевал на голом энтузиазме, не получая за свой ратный труд ни копейки. Этот миф, на самом деле, очень выгоден современной власти: с одной стороны, можно в очередной раз выставить Сталина этаким жестоким эксплуататором, а с другой, при первом удобном случае начать разглагольствовать о патриотизме, а все ради того, чтобы держать современных военнослужащих на мизерных окладах, не выплачивая им поощрений даже в горячих точках.

Авиационная промышленность СССРНо на самом деле, все было несколько иначе: при Сталине существовала сколь сложная, столь и эффективная система поощрений, по щедрости и продуманности готовая поспорить с аналогичными программами союзников. Ее становление началось уже летом 1941 года и система поощрений распространилась на все рода войск. Однако началось все именно с авиации, что и не удивительно — именно Великую Отечественную войну можно считать началом расцвета военного самолетостроения, и превосходство в воздухе было одним из ключевых факторов победы. Давайте на примере авиации и рассмотрим, каким же образом стимулировали советских воинов.

С чего все началось

Самолеты в ВОВПервый нормативный акт, касающийся денежных вознаграждений летчикам, Сталин подписал уже 8 августа 1941 года. Он касался дальних бомбардировщиков Балтийского флота, которые атаковали Берлин в ночь с 7 на 8 августа. Тогда 5 самолетов добрались до центра германской столицы, а остальные разбомбили предместья города.

Согласно подписанному на следующий же день после операции приказу, всему личному составу объявили благодарность, и каждый член экипажа получил по 2 тысячи рублей (для сравнения, оклад командира полка в то время составлял 1.6 тысяч рублей в месяц). Еще по 2 тысячи получили члены экипажей тех самолетов, которым удалось отбомбить центр Берлина.

В дальнейшем, к Берлину в денежном отношении были приравнены и другие вражеские столицы: Будапешт, Хельсинки, Бухарест. Сама же система поощрений была несколько доработана, и члены экипажей стали получать премии в зависимости от значимости своих действий. По 2 тысячи получал командир корабля, штурман и бортовой техник, а остальные члены экипажа — по 1 тысяче рублей.

Советские летчикиКроме того, Сталин следил за тем, чтобы военное время не отразилось на том, что люди уже получают, дабы не снизилась мотивация. Яркий пример — история с маршалом авиации Александром Головановым. Будучи шеф-пилотом Аэрофлота, он предложил сформировать специальное соединение из 150 самолетов для выполнения особо важных задач в глубоком тылу противника. Эта инициатива понравилась Сталину, и командиром спецполка он решил назначить самого Голованова. Но, как мы помним, оклад на этой должности составлял лишь 1.6 тысяч (против 4 тысяч шеф-пилота). Тогда Сталин приказал сохранить за летчиком прежнее жалованье на новой должности.

Накопительная система

СталинСистема поощрений весьма успешно показала себя на примере авиации дальнего действия, и Сталин уже 19 августа 1941 года подписал следующий указ, утверждающий таковую для истребительных, штурмовых и разведывательных подразделений ВВС. В данном случае, награды выдавались как единовременные, так и накопительные. В отличие от нынешней пенсионной реформы, накопительная система действительно работала и показывала отличные результаты.

Медали ВОВТак, за каждые 3 сбитых самолета летчики награждались орденом, за последующие три — получали второй орден. За каждый десяток сбитых вражеских самолетов пилоты получали высшую награду — звание Героя Советского Союза. Но одними титулами сыт не будешь, так что почетные награды подкреплялись и весомыми премиями. За каждый сбитый самолет летчики-истребители, члены экипажей разведывательной авиации или стрелки бомбардировщиков получали по 1 тысяче рублей. Выплачивали деньги и за количество вылетов — здесь также работала накопительная система. За каждые 5 вылетов выплачивали 1.5 тысячи рублей, за 15 — летчик-истребитель представлялся к правительственной награде и получал еще 2 тысячи, за 25 — получал 3 тысячи и вторую правительственную награду, и, наконец, за 40 боевых вылетов летчикам полагалась Звезда Героя и премия в 5 тысяч рублей.

Тарификация и эффективность

Эскадрилья немецких бомбардировщиковВ дальнейшем Сталин усовершенствовал систему поощрений. В приказе от 17 июня 1942 каждый тип вражеских самолетов получил свою цену: за сбитый бомбардировщик давали 2 тысячи рублей, за транспортный самолет — 1.5 тысячи, за истребитель — 1 тысячу. Это было сделано для того, чтобы более четко расставить приоритеты. Со стратегической точки зрения, бомбардировщики нужно было уничтожать в первую очередь, и более высокая «цена» такого самолета тому весьма способствовала.

Кроме того, стимулировать уничтожение вражеских бомбардировщиков в СССР было решено и посредством наград: теперь, чтобы получить Звезду Героя, можно было уничтожить 5 бомбардировщиков, либо 10 истребителей. То есть, и с точки зрения награды, бомбардировщик стал стоить куда дороже.

Истребитель СССРНасколько же была эффективна подобная система поощрений? Об этом можно судить хотя бы по тому, что 9 мая для нас — День Победы, а не день траура, как могло бы быть, если бы Сталин допускал ошибки, приписываемые ему многочисленными антисоветчиками. Впрочем, лучшее доказательство — цифры. Так вот, уже во второй половине войны тарифы пришлось корректировать: Звезду Героя стали давать не за 10, а за 15 сбитых самолетов, а от вручения этой награды за 40 боевых вылетов и вовсе пришлось отказаться, так как этот порог перешагнуло слишком большое количество летчиков, и дальнейшее награждение привело бы к обесцениванию почетного звания. Особенно эти цифры впечатляют, если учитывать строжайшую систему контроля за достижениями авиаторов. Но об этом — в следующей статье.

Система поощрений для ВВС требовала жесточайшего контроля.

Дух соревнования

Самолеты СССРЛюбая система поощрений способна превратить в соревнование даже такое страшное и жестокое действо, как война. С этим практически ничего нельзя поделать: вознаграждение добавляет элемент азарта практически в любое дело. Но если в любой мирной профессии это, как правило, идет на пользу, то на войне становится фактором риска — в погоне за головами противника, пилот может забыться и сам подставится под удар. Или, увлекшись схваткой, не прикрыть во время спину товарища, что также чревато.

Надо сказать, что Сталин прекрасно понимал этот аспект системы поощрений, и придумал отличный способ остудить излишне горячие головы летчиков. Для этого он вновь использовал не кнут, а пряник. Денежные поощрения касались материальной части: так, за каждые 100 полетов, прошедшие без происшествий и потерь, экипажи самолетов получали по 5 тысяч рублей. Наземные службы также не были забыты: техники ВВС получали премию в 3 тысячи рублей за безотказную работу самолетов в течение каждых 100 вылетов. Оперативный и качественный ремонт также поощрялся — сотрудники мастерских ВВС получали по 500 рублей сверху за хорошую работу.

Прикрывай и добивай

Догорающий сбитый немецкий самолетКроме того, 9 сентября 1942 года Сталин утвердил понятие боевого вылета для летчиков. Так, боевым вылетом (который учитывался при награждении орденами и Звездой Героя), считалась лишь боевая операция, в ходе которой не было потеряно ни одного самолета. Эта мера дополнительно мотивировала людей в более осторожным действиям, а также заставляла более чутко относится к боевым товарищам, обеспечивая им прикрытие.

В свою очередь, строгий контроль за сбитыми самолетами повышал эффективность действий авиации. Для сравнения: в Германии учитывался сам факт попадания по врагу и нанесение самолету повреждений, а падение машины их не интересовало. Сталина такой подход не устраивал, ведь, как известно, опытный пилот может долететь до аэродрома «на честном слове и на одном крыле», а значит, машина будет вновь в строю после ремонта, да и опытный экипаж может тут же пересесть на другой самолет. Поэтому в СССР засчитывались лишь действительно сбитые самолеты, чье падение было зафиксировано фотографически, подтверждено наземными постами, докладами разведки, и другими источниками. Так что именно советские летчики могли похвастаться самыми честными «звездочками» на фюзеляже.

Приказано забыть

Летчики ВОВКак видно, даже такой момент, как система поощрений, при Сталине была досконально проработана. И именно благодаря таким продуманным схемам СССР одержало победу в войне на уничтожение. Интересно, что эту схему позаимствовали японцы, но не в военных целях, а для успешного управления корпорациями. Результат на лицо — многие концерны Японии достигли невероятных успехов на мировом рынке.

У нас же все это стараются тщательно скрыть, переврать, и забыть о славном прошлом Великой Страны. Хотя используя этот опыт, можно было бы добиться очень многого. Вот только сильная Россия не нужна ее нынешним хозяевам.




Похожие статьи:

Очередной намек на планшет

HTC выпустит планшетный

Какова цена победы в 1945?

Комментарии