Академик

19-12-2016, 17:43, Комментариев: 0, Просмотров: 1 703, Категория Лучшие фильмы


Катастрофу не разрешаю


Катастрофу не разрешаю фильмНе так часто бывает в искусстве, чтобы художник всю свою творческую жизнь отдал одной теме. Альгимантас Видугирис именно из таких художников. Литовец, он нашел свою тему, своих героев в Киргизии, в горах Тянь-Шаня. Нам памятны документальные ленты А. Видугириса, посвященные строителям Нарынского каскада, — «Нарынский дневник» и «В год неспокойного солнца»... Эти фильмы составляют летописную хронику не только самой стройки, но и хронику чувств их создателя. Потому что в негромких по интонации лентах видится восхищение режиссера тем, что запечатлела его небесстрастная камера и что потом назовут трудовым подвигом. Эти картины были высоко оценены строгими жюри всесоюзных и международных кинофестивалей, они завоевывали Гран-при, множество дипломов. Но не меньше, чем этими наградами, Видугирис гордится званием Почетного строителя № 1, которым его удостоили создатели Токтогульской ГЭС.
В игровых фильмах А. Видугириса ощутимы рука и глаз документалиста. Ощутимы в стремлении к предельной достоверности, в точности деталей. И еще — его героям словно бы тесно в интерьерах квартир, в кабинетах; он выводит их на свежий ветер, под знойное и неспокойное горное солнце. В фильме «Мужчины без женщин» мы, затаив дыхание, наблюдали, как шли сильные мужчины по опасным горным кручам к своей цели — вернуть электричество замершему в темноте городу.

Вот ещё один фильм А. Видугириса — «Катастрофу не разрешаю». В основе его — реальные события, происшедшие на Токтогульской ГЭС в жарком 1974 году.

Сценарий картины писался десять лет. Десять лет копились наблюдения и мысли, которые вобрал полуторачасовой фильм.

Десять лет жизни — это именно столько, сколько врачи обещают перенесшему инфаркт главному герою фильма, начальнику стройки Сергею Михайловичу, если он, отстранившись от дел, выберет строгий режим и полный покой. Но как «отстраниться отдел», стать сторонним свидетелем, тихим пенсионером, когда в строительство згой крупнейшей высокогорной гидростанции вложено столько... нет, не только «сил и энергии», как пишут в газетах, а вложен кусок сердца, часть жизни... Ведь дело для Сергея Михайловича — это и есть жизнь с ее гордой целью: станция будет стоять и в XXIII веке!

Но пока на дворе стоял век XX, и ситуация на гидростанции возникла чрезвычайно трудная. Ситуация, взявшая на испытание, «на излом» порядочность и дружбу, чувство долга и любовь... Ибо обстоятельства сложились так, что главную плотину станции, ту, которую строили двенадцать долгих лет, надо взорвать. Своими руками...


Похожие статьи:

Обзор четырёх фильмов: «Они

Мы обвиняем

Обзор пяти детских фильмов

Комментарии