Торгуемые и неторгуемые товары
Для мировой экономики, понятие товара используется не в качестве обозначения его как продукта производства, а как предмета спроса и предложения. В отличие от макроэкономики, международная экономика исходит из того аргумента, что передвижение определенного товара между государствами ограничено рядом барьеров, которые установлены в силу ряда причин между странами.
Такой посыл позволяет разделить все товары на две группы – торгуемые и неторгуемые. То есть первые могут спокойно перемещаться между странами, например, товары повседневного спроса, а вторые используют только в той стране, в которой их выпустили, к этой группе можно отнести системы вооружений, товары с низким уровнем конкуренции, например, российские автомобили. На основании такого разделения можно определить следующее – цена на торгуемую продукцию определяется уровнем спроса и предложения как стране-производителе, так и за ее пределами. В свою очередь, уровень цен на не торгуемые товары определяет спрос на них внутри страны и колебания стоимости на аналогичную продукцию за рубежом не оказывает на них никакого влияния.
Надо сразу отметить, что для неторгуемых товаров очень важно поддержание равновесия спроса и предложения, в противном случае его отсутствие может привести к серьезным последствиям как в экономической, так и политической жизни страны. А вот для торгуемых товаров, это равновесие, наоборот, не критично, поскольку их недостаток всегда можно пополнить за счет увеличения импорта. Кстати, на самом деле разница между названными типами товаров условна, она определяется уровнем производства, наличием протекционистских мер на таможне и пр.
Для систематизации торгуемых и неторгуемых товаров и услуг, международная экономика приравняла их к товару, в ООН принята система промышленной классификации продукции, которая состоит из девяти групп.