Ил-2, самый массовый самолет Второй Мировой Войны
Самый массовый самолет СCСР во Второй Мировой войне – Ил-2
Он считается одним из самых эффективных советских самолетов Второй мировой войны. Сталин сказал, что "Ил-2 нужен Красной Армии, как хлеб и вода", он так же требовал быстрого и эффективного производства этого самолета на заводах страны от министров всех рангов. Немцы называли его Черная Смерть.
Разработка самолета началась под руководством Сергея Ильюшина в 1939 году. Штурмовик Ил-2 был цельнометаллический, с низким расположением крыла, предназначен для эксплуатации в бою на низких высотах.
Главной особенностью самолета - было тяжелое бронирование. Бронированным был низ корпуса, который защищал двигатель, систему подачи топлива и пилотов.
Мощная броня самолета, двигатель мощностью в 1770 лошадиных сил с жидкостным охлаждением, позволял его эксплуатацию и боевое применение на линии фронта в условиях огня с земли. Толщина брони составляла от 4 до 7 мм, причем это были не листы, а цельная бронекапсула, которая выполняла роль части фюзеляжа и была несущей для двигателя.
Вооружение самолета зависело от модификаций.
Так в последние модификации оснащались 2 пулемётами ШКАС, 8 реактивными снарядами РС-82 или РС-132, устанавливались две 23-мм пушки ВЯ-23 или 2 20-мм пушки ШВАК, такие самолеты успешно использовались для борьбы с танками противника. Нужно заметить, что установка реактивных снарядов была впервые в мировой авиации.
На практике, невозможно было точно прицелиться РС в цель, боевые стрельбы были не достаточно эффективны в соотношении количества выстрелов и попаданий.
До этого предпринимался ряд мер по установки мощного пушечного вооружения на самолет для борьбы с танками, но при испытаниях они не пробивали броню танков.
Наибольшую эффективность за время войны показало пушечное вооружение для борьбы с легкой техникой противника.
Для борьбы с танками так же применялись бронебойные бомбы. Самолет мог брать до 600 кг бомбовой нагрузки, но при этом снижалась его маневренность, и на некоторых аэродромах он просто не мог взлететь, обычная бомбовая нагрузка была 400 кг.
В битве под Курском многие из новейших танков Германии были уничтожены огнем Ил-2, что в значительной степени определило ход сражения.
Самолет выпускался сначала, как одноместный, но в начале войны полки самолетов ИЛ-2 начали нести огромные потери, тогда решено было за пилотом оборудовать место стрелка – пулеметчика, который защищал самолет от вражеских атак при заходе в хвост. Лобовое вооружение было очень мощным и вражеские истребители не шли в лобовую атаку с этим самолетом.
Справедливости ради, надо заметить, что в начале войны ввиду недоработок самого самолета,
Не продуманной тактики использования боевой мощи самолета применение ИЛ-2 на поле боя было не эффективным, главным минусом были значительные потери самолета от действий авиации противника. Были катастрофы самолета ввиду ошибки экипажа. Но к 1942 году выработалась тактика использования самолета, методика обучения летного состава и его эффективность резко возросла.
За годы Второй Мировой войны было построено 36183 самолета ИЛ-2, он стал самым массовым военным самолетом СССР и самым массовым в мировой авиации.
Восстановленное фото ИЛ-2
Ил-2 вид спереди, восстановленное фото
Технические характеристики самолета ИЛ-2
Экипаж: 2 человека
Длина фюзеляжа: 11,6 м
Размах крыла: 14,6 м
Высота самолета: 4,2 м
Несущая площадь крыла: 38,5 м
Масса пустого самолета: 4360 кг
Полная взлетная масса: 6160 кг
Максимальная скорость : 414 км / час
Дальность полета: 720 км
Практический потолок : 5500 м
Длина фюзеляжа: 11,6 м
Размах крыла: 14,6 м
Высота самолета: 4,2 м
Несущая площадь крыла: 38,5 м
Масса пустого самолета: 4360 кг
Полная взлетная масса: 6160 кг
Максимальная скорость : 414 км / час
Дальность полета: 720 км
Практический потолок : 5500 м