Пассажирский самолет ТУ-154
ТУ-154 – первый широкофюзеляжный самолет в СССР. В основном эксплуатируется на авиалиниях средней дальности. Является самым массовым реактивным пассажирским самолетов, произведенным в СССР, а теперь уже и в России. В настоящее время эксплуатируется в странах Восточной Европы, СНГ, Иране. Постепенно выводится их эксплуатации.
Ту-154 был разработан для замены самолетов ТУ-104 и ИЛ-18. Задача разработчикам была поставлена такая: создать самолет, который бы имел практический потолок выше основной массы самолетов, эксплуатировавшихся в СССР на то время, самолет должен был иметь возможность садится на грунтовые аэродромы. Забегая вперед, нужно сказать, что конструкторы с этим справились успешно, что касается посадок на грунтовые аэродромы, то для этого самолета была разработана специальная 3-х парная, 6-колесная тележка основных шасси.
4 октября 1968 Ту-154 совершил свой первый полет. Первый пассажирский самолет поступил в АЭРОФЛОТ в 1971 году, но эксплуатация самолетов началась только в 1972 году.
За время производства Ту-154 систематически модернизировался, самой совершенной версией модернизации можно считать Ту-154М, которые эксплуатируются и в настоящий момент, основное отличие ТУ-154М от своих предшественников – это новые более экономичные двигатели конструктора Соловьева. Первый полет, модернизированный самолет совершил в 1982 году.
Отличительной особенностью самолета является высокая крейсерская скорость – 975 км/час, по скорости он являлся в свое время самым быстрым среднемагистральным самолетом. Он мог перевозить пассажиров на расстояние 5280 км.
Самолет широко использовался в арктических широтах, где эксплуатация других воздушных судов была невозможна или рискованна.
В 2006 году было заявлено о снятии с производства самолета Ту-154, однако, единичными экземплярами самолет производился до 2009 года, всего было построено 1025 самолетов различных модификаций Ту-154.
В настоящий момент (2012 год) в эксплуатации находится 214 самолетов.
Ту-154 очень внешне похож на Боинг -727, однако эти самолеты разрабатывались изолировано друг от друга. Ту-154 имеет более сильные двигатели по соотношению масса самолета – тяга, но он менее экономичен, чем Боинг – 727, высокие топливные затраты на эксплуатацию самолета, стали одной из причин снятия с производства и выведения самолета из эксплуатации.
На 2012 год самолет эксплуатируется в 8 странах:
- Россия
- КНДР
- Азербайджан
- Туркменистан
- Беларусь
- Иран
- Таджикистан
- Кыргызстан
Технические характеристики самолета Ту-154М:
Размах крыла: 37.55 метров
Длина самолета: 47.90 метров
Высота самолета: 11.40 метров
Площадь крыла: 202.00 м2
Диаметр фюзеляжа: 3.8 м
Масса пустого самолета: 54800 кг
Максимальная взлетная масса: 100 000 килограмм
Запас топлива: 39.75 т
Тип двигателя: 3 ТРДД Д-30КУ-154
Тяга: 3 х 11000 кгс
Крейсерская скорость: 900-950 км/час
Расход топлива: 5400 кг/час
Перегоночная дальность полета: 5200 км.
Дальность полета с коммерческой загрузкой: 3500-3900 км (в зависимости от количества человек)
Практический потолок: 12100 м
Длина ВПП: 2500 м
Экипаж: 3 чел
Полезная нагрузка: 158/180 пассажиров или 18000 кг груза