Нити будущего. Сможет ли бабочка плести паутину?
Создание универсального волокна интересовало ученых всех времен и народов. Вопреки современным эко-тенденциям, большинство исследований направлены на поиск новых синтетических волокон.
Молекулярному биологу Малькольм Фрейзер из Ноер-Дамского Университета удалось получить натуральное волокно, не уступающее по качества и свойствам синтетическим аналогам, а по некоторым позициям превышающие их. Ученый научил бабочек, вернее их потомство – гусениц, плести паутину.
Гусеницы-шелкопряды давно превратились в домашних животных, верой и правдой служащих человеку. Шелковые волокна, производимые ими, высоко ценятся, но имеют малую прочность и уступают синтетике по ряду других характеристик. Пауки производят натуральное суперволокно, но отказываются «одомашниваться» и работать на человека. Кроме того, отказываются жить среди большого скопления сородичей, освобождая себе пространство поеданием подобных.
Ученый решил объединить высокую производительность и покладистый характер гусениц с высокими технологиями пауков. Интегрировав ген в эмбрион шелкопряда, получив, таким образом, шелковое волокно на 80% соответствующее прочности паутины. Исследователи уже собрали «урожай» из километров сверхпрочных гибких волокон с колонии тренсгенных шелкопрядов, доказав возможность применения технологии в промышленных масштабах.
Для введения генных фрагментов в хромосому шелкопряда Фрейзер использовал мобильные ДНК-последовательности - транспозонами piggyBac, которые позволяют создавать разные комбинации «паучьих» и «гусеничных» генов и получать волокна с разными характеристиками. О результатах своих трудов Малькольм сообщил в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences буквально на прошлой неделе.