Не слышал, не видел, не знаю
Лотерейный барабан по-болгарски обозначается понятием «сфера». Так вот, сфера государственной лотереи установлена в зале сиротского приюта, и длань Судьбы в известном смысле представлена сейчас мальчишескими руками обитателей приюта, ведь это им по удачной мысли дам-благотвори-тельниц доверено вращать барабан.
Дело происходит в довоенной царской Болгарии. И не проблемы педагогики занимают авторов фильма, не судьбы трудных подростков, а скорее идея детской солидарности, детского единения перед фарисейски приветливым, а то и откровенно жестоким лицом неправедного мира. Этим детям все лгут. И дамы-патронессы, с их благородно-патриотическими речами, и воспитательница Гавраилова с ее замашками надзирателя из концлагеря, и директор приюта, безвольный, задавленный жизнью человек. В стране угнетенных эти приютские воспитанники самые угнетенные. Так что не только из сиротской мечтательности и детской любви к таинственному, но по самому что ни на есть естественному, хоть и не осознанному, классовому инстинкту, начинают они помогать подпольщикам.
Болгарское кино, известное в бескрайнем море мировой кинопродукции своим «лица необщим выраженьем», а именно лиризмом, мягкостью, особым, сочувственным вниманием к человеческой обыденности, имеет в активе явных своих удач немало фильмов о юности. В частности, о юности, пришедшейся на безжалостные гордые годы подполья, партизанской борьбы. Теперь перед нами картина о детской причастности к борьбе. Что из того, что носит она порой характер типичного школьного бунта «не видел, не слышал, не знаю», что кажется порой ребятам захватывающей игрой в разбойников и сыщиков,— пуля полицейского агента сражает юного поборника справедливости точно так же, как сразила бы стойкого идейного борца.
Характерно, что снят фильм в Созополе, прямо-таки гриновской фантазией воссозданном приморском городке...