Наглядное окружение дошкольников на олимпиадах «Отличник»
Всероссийские дистанционные олимпиады «Отличник» в последние годы проводятся не только для участников из средней школы. Дошкольные образовательные учреждения также включились процесс и активно заявляют каждый год все больше участников и готовят их таким образом к поступлению в школу.
В процессе подготовки дошкольников очень важно, какое окружение подготовлено учителем и что из этого может пригодиться детям для наглядного освоения материала.
Например, есть момент у дошкольников, когда они только знакомы с основным процессом устного счёта. Безусловно, проще всего пересчитать все то, что нас окружает, например, окна в кабинете. Причём можно посчитать окна сначала слева направо, потом справа налево и убедиться в том, что количество окон от того, в каком направлении мы пересчитывали, никоим образом не меняется. Потом можно пересчитать друг друга. Затем предложить ребятам выйти и встать кружком. Таким образом, это будет моделированием ситуации на практике, обязательно дети осознают, что от последовательности пересчета количество предметов не зависит. Олимпиада по информатике или математике для дошкольников содержит огромное количество заданий на устный счет. Поэтому это так важно.
Далее можно переходить к работе в тетради на печатной основе, где мы понимаем, что когда последовательность фиксирована и мы даём задание раскрасить, например предмет, обязательно требуется уточнение , какой по счету слева или справа этот предмет. Потому что, если их как страниц в тетради будет больше, чем определённое количество, то это будут предметы разные.
Также ещё несколько примеров применение этого самого практического метода не только, когда дети сами что-то рисуют, заштриховывают и соотносят, но и используют вещи вокруг себя. Это происходит, когда мы рассматриваем пространственные отношения, рассматривая теоретический материал в начале занятия на примере иллюстрации из сказки. Мы уже говорили о том, что мы используем иллюстрационный материал на многих дистанционных олимпиадах и конкурса. Это может быть олимпиада по математике, курс английского языка или даже олимпиады по английскому языку. Собственно, вспомогательные иллюстративные цепочки - это очень благодарный материал как для упражнения в пересказе текста на английском языке, так и собственно для определения и изучения последовательностей в дошкольном возрасте. Поэтому в начале занятия дети рассматривать иллюстрации к сказке «Репка» и рассказывают, кто за, а кто перед кем находится. А в завершении занятия ребятам предлагается уже встать в одну линию и закрепить пройденный материал. С другой стороны это также помогает дополнительно детям запомнить имена своих однокашников. для которых это занятие происходит третьим или четвертым по порядку.
«Пожалуйста, поднимите руки те, кто стоит справа, или слева от Игореши».
Это ещё один хороший достаточно удачный пример, когда мы вводим понятие отношений «больше», «меньше», «столько же», но пока ещё не пользуясь знаками сравнение и установлениями однозначного соответствия, когда мы в буквальном смысле изображаем перед детьми картинки. Это можно сделать изначально на примере опять же нехитрых наблюдений. Ребята находятся в кабинете и им не нужно ничего считать. «Не пересчитывая предметы мебели, кто может ответить на вопрос, чего вокруг нас сейчас больше?» Если находится такой ребёнок, это замечательно, если нет, учитель сам наводящими вопросами провоцирует ответ по поводу, того что конечно же больше стульев, потому что рядом с каждой партой их стоит по два.
Таким образом, учащиеся дошкольники погружаются в ту тему, которую дальше будут рассматривать, но уже используя какие-то математические символы. Они уже будут знать, что будет требовать от них учитель или также олимпиада по математике.